Сохраним семью для ребёнка,

сохраним ребёнка в семье.

Ярославская обл., г. Ростов, ул. Некрасова, д.21

8 (48536) 6-13-09, 8 (48536) 6-58-62

gu-ogonek@ya.ru

Педагог-психолог

Материал подготовлен

педагогом-психологом 1 квалификационной категории

Кулигиной Марией Юрьевной

О чем говорят каракули

Все мамы хранят рисунки своих детей. А знаете ли вы, что это один из ключиков к состоянию малыша? Конечно, «прочтение» детского рисунка — не универсальный способ понять то, что кроха не расскажет словами. Среди психологов бытуют разные мнения о тех или иных особенностях такого творчества. Овладение теми или иными навыками рисования говорит о развитии ребёнка.

Стадия каракулей

Период «каляк- маляк» длится примерно до двух лет. Малыш просто учится держать карандаш, рисует черточки, штрихи, линии, точки, загогулины. Изобразить какую-то фигуру ребенок может лишь случайно, да и цвет не имеет значения. Для него важен именно факт того, что от движения руки на бумаге остаётся след.

На этом этапе развития очень важно дать малышу «вырисоваться», почувствовать уверенность от умения работать с карандашом и бумагой. Поэтому на стадии каракулей не следует его учить рисунку, не нужно направлять его руку. В этот период не следует пугаться и того, что малыш закрашивает лицо у человечков, нарисованных для него взрослыми. Это не протест. Просто до двух лет у крохи ещё нет осознания себя как отдельного индивида.

Единственное, что должно обеспокоить вас в этом возрасте — полное отсутствие интереса к тому, чтобы оставить свой след на бумаге или на белом подоконнике.

С двух до трёх лет ребенок уже начинает осознавать саму возможность отразить на бумаге окружающий его мир. Хотя рисует он по-прежнему каракули, но уже пытается объяснить, что же изображено: «Это я, а это мама, папа, кошка, машинка…»

Скоро его рисунки приобретают более связанные с действительностью очертания. Этот этап детского рисунка ещё называют стадией «головоногих». Людей малыш рисует в виде круга — головы с прутиками ручек и ножек. Важно то, что на лице он уже рисует глаза, рот, нос. Изредка добавляет «головастику» уши. Эго свидетельствует о том, что формирование его представлений о человеческом теле происходит своевременно и адекватно.

Широкая палитра

Ближе к трём годам важен и выбор цветов для рисунка, который уже происходит сознательно.

О благополучном эмоциональном состоянии малыша свидетельствуют как тёплые (жёлтый, оранжевый, розовый), так и холодные (зелёный, синий, голубой) цвета. Когда в детском рисунке много ярко-красного, это может быть показателем внутреннего перенапряжения и даже агрессии.

Делать такой вывод только на основании рисунка было бы неверно. Возможно, малышу просто нравится яркий сочный цвет. Он и с жёлтым, и с оранжевым готов работать так же самозабвенно.

А вот увлечение крохи насыщенным фиолетовым должно вас насторожить — оно с высокой достоверностью является признаком тревоги у малыша. Ребёнок тихий, не очень общительный? Пожалуй, он остановится на темных и бледных оттенках, включая серый и черный. Если кроха спокоен, это не слишком тревожный признак.

Однако если чёрный цвет преобладает, в основном используются жирные линии, обратитесь к детскому психологу. Ребенок живёт в состоянии страха, он подавлен.

Так я живу

Обратите внимание на то, как малыш заполняет лист бумаги. Полностью, не оставляя даже просвета, или сосредоточивается исключительно в уголке: А может, посередине? Так ребенок изображает мир, в котором живёт.

Если малыш главное изображение помещает в центре, это значит, что он чувствует себя в счастливой и защищённой Вселенной детства.

Но когда рисунок занимает только часть листа, всё, что ребенок изображает, мелкого размера и себя он располагает в углу, насторожитесь. Так рисуют дети с заниженной самооценкой, не справляющиеся с предъявляемыми требованиями, страдающие от критики.

И бесполезно напоминать малышу, что надо использовать весь лист. Так проблема не решится. Ведь она не в рисунке, а в семье.

Попросите ребёнка нарисовать вашу семью. Если он помещает в центр себя самого, а вокруг изображает всех близких людей и любимые предметы (причём заполняет ими весь лист), значит, с ним всё в порядке.

 

Материал подготовлен

педагогом-психологом 1 квалификационной категории

Кулигиной Марией Юрьевной

Почему бывает так трудно найти общий язык с подростком?

15 особенностей «трудного возраста»

 

Обычно родители говорят, что подростковый возраст — это трудный возраст. Но при этом они имеют в виду, что им самим трудно найти общий язык с сыном или дочерью. А на самом деле этот возраст труден именно для подростка. Ведь в отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.

Многие проблемы подросткового возраста возникают из-за того, что, во-первых, родители не знают о физиологии и психологии подросткового периода, а во-вторых, подросток сам не готов к таким переменам. Но не судите их строго! Поймите, как им трудно. Помогите, поддержите. Ни в коем случае не ругайте!

Пусть комплексы, которые обозначены в статье, и неизбежны у подростка, будут поняты родителями, и он не будет чувствовать, что одинок в своих переживаниях.

«Мои права ущемляют!» — «Мне нужна поддержка»

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на противодействие, проявляемое по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать взаимодействующих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

«Не давите на меня!» — «Объясните, зачем»

Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается. То, что родителям порой кажется бессмысленным упрямством, на самом деле — попытка твердо отстоять свое мнение.

«Я не маленький!» — «Прекратите несправедливость»

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, последние выражают свой протест в различных формах, проявляют неподчинение, чтобы изменить сложившиеся ранее отношения. Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированной форме, совершает мелкие правонарушения — все делает назло родителям. Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребенка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него, например, запрет видеться с приятелями.

«Я крутой!» — «Я неудачник…»

Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности. Свою неуверенность и скованность подростки прячут под маской напыщенной самоуверенности, немотивированного упрямства и словесной агрессии. Если ребенок становится груб, нужно ласково поговорить с ним.

«Всем наплевать на меня» — «У меня тоже есть своя жизнь»

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

«Я сам!» — «Хочу больше свободы»

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

«Я не хочу ссориться» — «Я кое-что скрываю от родителей»

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко.

«Что такое секс?» — «Поговорите со мной открыто на тему секса»

Подросток хочет от родителей узнать подробно об особенностях сексуальных отношений. Если у вас сын (или дочь) подросткового возраста, а раньше вы с ним (или с ней) никогда не говорили на темы половых отношений, то придется это сделать, хотя бы сейчас. Уж лучше поздно, чем никогда. Психологи говорят, что в тех семьях, где родители умеют говорить с детьми на эту тему, не краснея и не запинаясь на трудных словах, подростки гораздо позже приобретают первый сексуальный опыт.

«Она такая классная!» — «Я мечтаю быть, как …»

Подросток пытается подражать лучшим. Комната подростка обычно сплошь завешана портретами абсолютных чемпионов мира, модных певцов, футболистов, теннисистов, гонщиков. У девочки рядом c красавцами певцами и актерами красуются топ-модели и киноактрисы. Голливуда. Если вы не знаете, что происходит в душе вашего ребенка, посмотрите на стены в его комнате. Там — мечта души.

«Что-то есть совсем не хочется…» — «Я влюблен(а)! И это навсегда!»

В этом возрасте часто переживается платоническая любовь. Она характеризуется высоким накалом чувств, сладостным трагизмом, самоотречением и жертвенностью, убежденностью в уникальности переживаемого подростком чувства. Подросток так сильно страдает от любви — не спит, не ест, тоскует и сохнет на глазах, что пугает пап и мам. Родителям, педагогам и другим взрослым людям такой накал чувств кажется непонятным.

«Я страшный!» — «Я переживаю о своей внешности»

Подросток переживает из-за некрасивой внешности.

«И скучно, и грустно…» — «Я хочу приобщиться к компании сверстников»

Подросток не находит увлечений. Собираясь в группе сверстников (обычно группы организуются по территориальному признаку — живут в одном дворе, в одном районе, учатся в одной школе), многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах, если они у них есть, или бесцельно бродят по улицам в надежде на какое-то «приключение», которое разнообразило бы их жизнь. Со временем они сами находят себе такие «приключения» и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность. Лидером подростковой группы становится кто-то из ребят, обычно тот, который старше других; имеет опыт употребления спиртного или наркотиков, или имеет психические отклонения, или физически сильнее остальных. Если лидер имеет криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от других таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках. У многих родителей шоковые вопросы: как получается, если их ребенок-отличник в плохой компании? А ведь многие подростки из благополучных семей завидуют неблагополучным их свободе, мечтают стать членами такой организации. Ребята заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их принимают в группу. Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пьянкам, наркотикам, асоциальным формам поведения.

«Хочу стать президентом!» — «Я не знаю, кем я буду…»

Кем быть? В мечтах о будущем, в профессиональных намерениях отражается прежде всего потребность подростка быть значительным. Его профессиональные планы в ранней юности часто представляют собой расплывчатые мечты, которые никак не соотносятся с практической деятельностью. Эти планы ориентированы скорее на социальный престиж профессии, чем на собственную индивидуальность. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

«Я хочу умереть!» — «Мне страшно, что если я умру, жизнь все равно будет продолжаться»

У подростка часто возникают размышления на тему смерти. Личная жизнь кажется безмерно малой песчинкой в громадном океане космоса всеобщей жизни. И от того, что эта песчинка может затеряться в этом общем потоке, становится страшно. Страшно, что вот кончится моя жизнь, мир будет продолжать жить. Бывает так, что подростки предают смерти романтический оттенок. Как выход из проблем и конфликтов они видят смерть. И как бы видят ее со стороны: вот он лежит в гробу, все оплакивают, приносят цветы, говорят добрые слова и жалеют, какого человека потеряли. Но ведь нет обратного процесса, и нельзя допускать, чтобы у ребенка были суицидальные темы. Берегите своего ребенка, будьте чуткими.

«Все вокруг лицемерят!» — «будьте искренними со мной»

Подросток боится неискренности. На его формирующуюся психику оказывают огромное влияние эмоциональные отношения между родителями и их поведение. Родители больше воспитывают не словами, а собственным примером. Если они говорят одно, а сами делают другое, то это деформирует психику подростка.

Комментарий специалиста:

Почему иногда ребенку легче пережить боль лично, чем поделиться с родителями, даже когда они любят и понимают ребенка? Ребенку не легче пережить боль одному, но порой так происходит, и ребенок не делится своими переживаниями с родителями. Причин этому может быть много. Возможно, переживание кажется ребенку слишком пугающим и тяжелым, чтобы вообще о нем помнить и говорить. Почему ребенок замыкается в себе? — Опять же, причины могут быть разными. Как правило, причина в прошлом переживании — прерывании контакта, непонимании, резкости, грубости, вмешательстве в жизнь ребенка.

Почему завоевать доверие взрослых ребенку так тяжело? Доверие любого человека к другому человеку возникает не сразу, особенно если есть травматичный опыт.

Прощает ли ребенок со временем битье родителей? Не отыгрывается ли на своих детях? Сознательно, как правило, прощает. Бессознательно же — отыгрывает в своем поведении по отношению к своим родителям, и, как вы верно заметили, к своим детям. Надеюсь, мне удалось немного ответить на ваши вопросы. Могу порекомендовать к прочтению книги Ю.Б. Гиппенрейтер о воспитании».

Пусть в вашей семье будет понимание!

Данный материал составлен

учителем дефектологом

стационарного отделения СРЦ «Огонек»

высшей квалификационной категории

Кукушкиной Еленой Владимировной

 

Диагностические методы определения причин агрессивности

 Участники

 

Метод, автор

 

Дети 1. Наблюдение за невербальным поведением ре­бенка и за поведением ребенка в игре Н. В. Клю­евой и Ю. В. Филипповой (см. Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова.Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 7-8) 2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля (см. Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 12-16) 3.Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях (см. Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова.Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 17-26) 4.Тест «Руки» (Hand-Test) Э. Вагнера (см. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999, с. 292-293). 5.Тест «Сказка» Л. Дюсс (см. Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова.Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 72-78). 6.КРС (см. Р. В. Овчарова.Справочная книга школьного психолога. М., 1996, с. 178).
Родители 1.Тест«АСВ».2. Анкета для выявления эмоционально-личностных проблем детей. Хельбрюгель Т. 3. Тест «Руки» (Hand-Test).
Педагоги 1. Тест «Руки» (Hand-Test).2. Анкета «Признаки агрессивности» (см. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000, приложение 9).3. Анкета для воспитателя детского сада (см. Пси­холог в детском дошкольном учреждении: Методи­ческие рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996, с. 140-142).

 

Психологическая помощь агрессивным детям и ихродителям

 

Коррекционная работа с ребенком должна вестись па­раллельно с работой совзрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколь­ко акцентов:

— изменение негативной установки по отношению к ре­бенку на позитивную;

— изменение стиля взаимодействия с детьми;

— расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

 

Независимо от причины агрессивного поведения ре­бенка существует общая стратегия действий окружаю­щих людей по отношению к нему:

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные поры­вы ребенка непосредственно перед их проявлением, оста­новить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного по­ведения, физической или вербальной агрессии по отно­шению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведе­ние, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаи­модействия на основе развития у них эмпатии, сопережи­вания.

5. Обучать конструктивным способам выражения гне­ва как естественной, присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивны­ми детьми могут быть:

а) развитие умения понимать состояния другого чело­века;

б) развитие умения выражать свои эмоции в социаль­но приемлемой форме;

в) обучение ауторелаксации;

г) обучение способам снятия напряжения;

д) развитие навыков общения;

е) формирование позитивного самовосприятия на ос­нове личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Мож­но им предложить:

— подраться с подушкой;

— использовать физические силовые упражнения;

— рвать бумагу;

— нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;

— использовать «мешочек для криков»;

— поколотить стол надувным молотком и т. д.

Р. В. Овчарова предлагает использовать в целях кор­рекции агрессивного поведения детей:

— занятия психогимнастикой;

— этюды и игры на развитие навыка регуляции пове­дения в коллективе;

— этюды и игры релаксационной направленности;

— игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

— игры и упражнения на развитие позитивной моде­ли поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми показы­вает использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью отреагирования агрессии можно ставить с деть­ми спектакли, в которых проблемным агрессивным де­тям необходимо давать роли с позитивной силовой ха­рактеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).

Е. К. Лютова и Г. Б. Монина предлагают использо­вать в работе подвижные игры, способствующие отреагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д.

Развитию контроля над собственными импульсивны­ми действиями способствуют занятия пальчиковой гим­настикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и на­вешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на нега­тивные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно со­здавать «ситуации успеха», развивающие у них позитив­ную самооценку, уверенность в своих силах.

После некоторого периода индивидуальной работы аг­рессивных детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бес­конфликтно взаимодействовать с окружающими.

ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть со­циальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Известный социолог И.С. Конт уточняет определе­ние девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантное поведение приводит к нарушениям адаптации (психической, социально- психологической, средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопато­логии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют право­нарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном поряд­ке — преступлениями.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, фор­мой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации:

Дезадаптивное поведение:

—  аффективное,

—  депривированное,

—  аутичное,

—  суицидальное.

В основе: нарушение психического и личностного развития, пси­хическая депривация, психологический дискомфорт.

Асоциальное поведение:

—  агрессивное,

—  делинквентное (противоправное),

—  криминогенное (преступное)

В основе: нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная дезаптация.

Социальные отклонения в девиантном поведении (классифи­кация С.А. Беличевой):

—  корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан­ные со стремлением получить материальную, денежную, иму­щественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

—  агрессивной ориентации: действия, направленные против лич­ности (оскорбления, хулиганство, побои, убийства, изнасило­вания);

—  социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклоняться от гражданских обязанностей, неже­лании решать личностные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содер­жанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правона­рушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней по­веденческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции по­ведения: социальных, нравственных ориентации и представлений.

Под отклонением в поведении детей и подростков понимают такие особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требова­ний, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, наруше­ний нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности за ними скрываются.

Следовательно, предавая поступкам, поведению ребенка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым ока­зываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка, подростка.

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, при­знак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенно­стей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее форми­рования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства).

Важно помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходя­щих в психике подростка.

Поэтому, необходимо учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст подростка и многое другое. И только после этого выносить то или иное сужде­ние или тем более определять меру воздействия.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различ­ными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятель­ности. Как правило, их можно свести в следующие группы: Ситу­ативные, временные проявления или реакции, вызванные провоци­рующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обсто­ятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приво­дящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются пос­тепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Формы проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исче­зают.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования(комплексы), приводящие к формированию того или иного типа поведения:

—  активно-приспособительное или пассивно-приспособитель­ное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней;

—  деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельно­сти группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям;

—  компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудов­летворение потребности и притязания, устойчивый психологи­ческий дискомфорт подростка находят выход в искусственномвозбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обус­ловлены следующими группами причин:

—  социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитан­ности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным вос­питанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

—  глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблаго­получием семейных взаимоотношений, отрицательным пси­хологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (неспра­ведливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.

—  отклонениями в состоянии психического и физического состо­яния здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуаци­ями характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;

—  отсутствием условий для самовыражения, разумного проявле­ния внешней и внутренней активности; не занятостью полезны­ми видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

—  безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личныхценностей с позитивных на негативные.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, фор­мой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации:

 Дезадаптивное поведение:

—  аффективное,

—  депривированное,

—  аутичное,

—  суицидальное.

В основе: нарушение психического и личностного развития, пси­хическая депривация, психологический дискомфорт.

Асоциальное поведение:

—  агрессивное,

—  делинквентное (противоправное),

—  криминогенное (преступное)

В основе: нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная дезаптация.

Реализация личностного подхода к трудновоспитуемым детям

(РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ)

 

  1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
  2. Нужно говорить с трудным ребенком, как со взрослым. Не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным ребенком оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного ребенка: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
  3. Организовать переубеждение на его собственном опыте,  предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
  4. Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его. Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на проявление;
  5. Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного. Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
  6. Вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям. Влиять на трудного, прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, детям;
  7. Беречь ребячьи тайны, не предавать их;
  8. Требовать от себя больше, чем от окружающих.

Рекомендации родителям

 1. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть.

2. Если вы видите, что вашему ребенку сейчас трудно, обязательно помогите ему. Но только в том случае, если он готов принять вашу помощь или просит о ней.

3. Обратите внимание на те слова, с которыми вы подходите к вашему чаду, когда хотите его о чем-либо попросить. Какую окраску они носят: позитивную, нейтральную или отрицательную? Позитивно выстроенные просьбы гораздо быстрее найдут отклик, и, соответственно, охотнее будут выполнены.

4. Положительное отношение к самому себе — основа психологического выживания любого человека. Так стоит ли удивляться, что ребенок постоянно его ищет, и даже порой ему приходится бороться за него. Родители, как никто другой, могут помочь в этом, подчеркивая положительные качества характера и хорошие поступки ребенка.

5. Очень важным в общении с ребенком является доверие. Доверие помогает решить многие, казалось бы, неразрешимые проблемы.

6. Правила, в том числе и запреты, обязательно должны присутствовать в жизни вашего ребенка. Пусть это будут очень гибкие правила, и их не должно быть очень много. Но раз они существуют, это значит, что их должны придерживаться все члены семьи.

7. Родители имеют полное право предъявлять требования к своему ребенку, но требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка (например, в еде, отдыхе, любви …)

8. Правильно выбранный тон, в котором родитель сообщает свое требование или запрет, поможет избежать лишнего напряжения в общении. Пусть это будет сказано в дружелюбно-разъяснительном тоне, с очень весомыми аргументами.

9. Правильно выбранные наказания, при возникновении такой необходимости, будут гораздо действеннее. Если ребенок провинился, лишите его чего-то хорошего, а не делайте плохое.

10. Ваш ребенок — это личность со своими особенностями, некоторые из которых могут устраивать или не устраивать вас. Именно поэтому, лучше выражать свое недовольство поступком, а не ребенком в целом.

11. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы они ни были на ваш взгляд. Раз уж они возникли, значит, для них есть основания.

12. Недовольство действиями ребенка при его систематичности перерастает в неприятие ребенком претензий родителей.

13. Большим помощником в деле построения взаимоотношений с вашим ребенком может служить хорошая книга. Среди таких книг назовем две: «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер и «Грамматика общения» Валентины Рахматшаевой. Это по-настоящему полезные и доступные книги, в которых вы не только найдете много полезных советов, но и упражнения, которые можно выполнять всей семьей.

  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 1. Важно чаще посещать школу, узнавать об успехах и поведении своих детей, советоваться с классными руководителями об их воспитании.

2. Аккуратно посещать родительские собрания, исправно участвовать в обсуждаемых вопросах.

3. Регулярно просматривать дневник с записями заданий к следующему уроку и следить за тем, чтобы дети самостоятельно и ежедневно готовились к урокам.

4. Соблюдайте режим дня школьника, разработанный учителем совместно с учеником.

5. Следите за чистотой и опрятностью ребенка, за аккуратным содержанием тетрадей и учебников.

6. Не наказывайте детей за учебу. Оказывайте им регулярную помощь, чтобы дети ходили в школу со спокойным, ровным настроением.

7. Внушать ребенку мысль о том, что их учеба в школе – это долг перед нашей Родиной, в которой открыты все возможности для их будущего.

8. Запомнить – хулиганами, «трудными» детьми не рождаются, ими становятся, идя от проступка к проступку, от проступка к преступлению.

9. Знать, с кем дружит и проводит свое свободное время ваш ребенок, кто его товарищи, как они себя ведут на улице и в общественных местах.

10. Внедрять в сознание детей, что хорошее поведение и успех в учебе сделают их достойными гражданами нашей великой страны.

11. Быть для детей примером во всем и, следовательно, следить за своим поведением, быть всегда на высоте:  не лгать, выполнять свои обещания.

12. Не ссориться, не быть грубым в присутствии детей, требовать от них вежливого отношения к старшим и товарищам.

13. Не критиковать учителей в присутствии детей, прививать им уважение школе и учителям.

14. Участвовать во всех классных и общешкольных массовых мероприятиях.

15. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и деньгам. Контролировать трату денег.

16. Выделить родительский час, в который помогать в подготовке уроков своим детям, устраивать совместные чтения книг, журналов и газет, просмотр телепередач и слушание радиопередач. Использовать рационально выходной день для воспитания детей.

17. Приучать детей бережно относиться к вещам в школе и дома.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ  И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

 

Слова поддержки

  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

 

Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
  • высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
  • прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
  • совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
  • выражение лица (улыбка, кивок, смех).

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ 

  • 1Перед каждым занятием ребенку необходимо объяснить его цель – что будем делать ,как, для чего.
  • 2 Продолжительность занятий не должна превышать 30 минут, поскольку интенсивная работа без отвлечений длится 5–7 минут.
  • 3 Занятие следует начинать с разминки. Это могут быть пальчиковые упражнения, артикуляционная гимнастика.
  • 4 Желательно, чтобы ребенок за столом илипартой не сидел в статичной позе непрерывно более 5–7 минут.
  • 5 Выполнение заданий следует начинать с повторения (более легкое задание), затем переходить к новому и заканчивать занятиетеми заданиями, в которых у ребенка нет особых затруднений.
  • 6Не следует допускать чрезмерного напряжения. Первые признаки: двигательное беспокойство, покраснение лица, потливость, задержка дыхания, жалобы на головную боль, боль в животе, неадекватные реакции. Паузу нужно сделать сразу, как только ребенок начал отвлекаться.
  • 7 Обстановка должна быть спокойной и доброжелательной, тон педагога – ровным, спокойным.
  • 8Не торопите ребенка, позвольте ему самому выбрать (и сформировать) темп деятельности.
  • 9Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо. Обратите внимание на ошибки и объясните, как их можно исправить.
  • 10В ходе каждого занятия найдите повод (даже если это сделать сложно) для того, чтобы похвалить ребенка.

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ü Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

ü Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

ü Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

ü Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

ü Не унижай!

ü Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

ü Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

ü Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

ü Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

ü Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

 

         

                                                                                                                                        Корчак Я.