Сохраним семью для ребёнка,

сохраним ребёнка в семье.

Ярославская обл., г. Ростов, ул. Некрасова, д.21

8 (48536) 6-13-09, 8 (48536) 6-58-62

gu-ogonek@ya.ru

Учитель-дефектолог

 Материал составлен

учителем- дефектологом

ГКУ СО ЯО  СРЦ «Огонёк»

Кулигиной Марией Юрьевной

Как исправить дефекты речи у детей дошкольного возраста: простые, но эффективные упражнения

Степень овладения речевыми навыками – это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.

К сожалению, родители часто сталкиваются с такой проблемой, как дефекты речи у детей.  Речевые дефекты формируются в результате упущения родителей или нарушений в развитии организма ребёнка.

Для начала, необходимо определиться, в каком возрасте незрелость речевого аппарата свидетельствует о проблемах:

В возрасте 1 год ребенок должен произносить 5 слов, если этого не происходит, это тревожный знак.

К трем годам в норме ребенок оперирует небольшими фразами. Если ваш малыш до сих пор  говорит односложно, не произносит многих звуков,  это сигнал для визита к специалисту.

Многие родители ждут, когда ребенку исполнится три года, и он заговорит сам. Ничего само не происходит. Родителям необходимо развивать речевую активность с рождения. (разговаривая с ребенком, показывая картинки, чтение книг, беседы, активные игры.) Если родители не помогают освоить речь ребенку, это может привести к появлению различного рода нарушений.

В возрасте 4- 5 лет, ребенок должен правильно произносить звуки –з-, -с—ж-, — ш-, -р-,-л-. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа, употреблять в речи глаголы, уметь правильно формулировать свою мысль в виде полных предложений. Уметь составлять небольшой рассказ о предмете, употреблять в речи предлоги и знать их значение. Пересказывать сказки, рассказывать стихотворения.

В возрасте 6-7 лет ребенок должен правильно произносить все звуки в начале, середине и в конце слова, использовать в речи имена прилагательные, давать развернутые ответы на вопросы по содержанию сюжетной картинки. Подробно пересказывать небольшие тексты. Ребенок должен уметь определять количество звуков и букв в слове.

Если по каким-либо причинам ребенок не владеет представленными навыками, то необходимо обращение к специалистам: учителю – логопеду, учителю – дефектологу.

Важное место в работе по коррекции дефектов речи занимает артикуляционная гимнастика, которая способствует развитию артикуляционного аппарата у детей. Использование артикуляционной гимнастики родителями регулярно способствует, развитию речевых органов.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

    • Продолжительность проведения не должна превышать 10 минут.
    • Во время гимнастики обязательно использование зеркала, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции.
    • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
    • Всегда следите за правильностью выполнения упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

  • Улыбка

Удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны.

  • Хоботок

Вытягиваем губы вперед длинной трубочкой.

  • Заборчик

Растягиваем губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

  • Жевастик

Жуем сначала верхнюю, а потом нижнюю губу зубами.

Статические упражнения для языка.

  • Птенчик

Широко открываем рот, язык спокойно лежит в ротовой полости.

  • Лопата

Открываем рот, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  • Чашечка

Широко открываем рот. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  • Иголочка

Открываем рот. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

  • Горка

Открываем рот. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  • Грибок

Открываем рот. Язык присасываем к небу, так что бы он был вытянут.

  • Посмотри на солнышко и на землю

Рот открыт. Язычок тянется к носу, а потом к подбородку. При выполнении этого упражнения, у логопатов растягивается подъязычная связка.

  • Подуть на ватку

Ватку положили на нос, язык кладем на нижнюю губу, поток воздуха направляем по языку вверх на ватку, что бы она улетела вверх.

  • Комарик.

Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхнее небо (альвеолы). Пытаемся произнести ДЗЗЗЗ, но не отрывисто, а протяжно.

Данный материал составлен

учителем дефектологом

стационарного отделения СРЦ «Огонек»

высшей квалификационной категории

Кукушкиной Еленой Владимировной

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

Так утверждали и доказывали это на основе многочисленных экспериментов известные педагоги.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа, в конечном итоге, разработана оригинальная методика «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

  • Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»).
  • Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
  • Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
  • Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
  • Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «четок» (в прямом и обратном порядке).

На ступне так же, как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью веселых упражнений. Приведем несколько примеров.

  • «Слепки ступней» — их делают на песке или на глине. Для этого в группе нужно иметь поддон (поднос) с соответствующим материалом.
  • «Угадай, чей след». Хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами, окрашенными в слабом растворе зеленки. Можно сочинить и детективную историю «Куда ведут следы».
  • «Собери листья». Игроки сидят на стульях. На полу разложены «листья» (из бумаги, ткани или тонкого пенопласта). Их надо собрать пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберет больше листьев.
  • «Напиши имя». Ребенок зажимает между большим и вторым пальцами ноги карандаш и пытается «оставить автограф».
  • «Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник)». Тем же зажатым в пальцах ноги карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу.

Для младших дошкольников подбираются более легкие упражнения: «Аплодисменты ступнями», «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются».

Медики и педагоги едины в своем мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.

Попробуйте осуществить с детьми проект, который мы условно назвали «Наши руки». Предложите им обмакнуть ладони в яркие краски (заранее разведите их и налейте в тарелки) и приложить к большому листу ватмана, на котором изображен только ствол. Получится разноцветное дерево с кроной листьев-рук. И пусть ребенок подумает и расскажет, что можно делать своими руками. Дети узнают, что руки — трудяги могут все на свете, ау родителей появятся новые темы для интересных и познавательных бесед со своими детьми.

 1

Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.

Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но помните о том, что делать это надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребенку несколько действий на выбор.

Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребенка необходимо поощрить (не обязательно материально).

Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком — соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.

Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т.к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.

При подборе игр следует учитывать особенности гиперактивный детей: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятельность с 2-3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребенок требует особо бережного отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения, эти игры способствуют налаживанию отношений с ребенком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психотерапию. Ее цель — изменение отношения окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход — необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:

— постоянный обмен информацией;

— выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.

Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:

1. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.

5. При значительном улучшении в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребенка- дошкольника могут быть следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т.д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Старайтесь избегать одергиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Примеры: вечерний просмотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, приготовление любимого десерта, поездка, посещение каких-либо мероприятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т.д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении необходимо предусмотреть легкое наказание. Но оно должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).

Необходимо написать список того, что родители ожидают от ребенка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка родители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического наказания следует отказаться.

И родителям, и ребенку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как визуализация, медитация, аутогенная тренировка.

1. Визуализация: мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Это создает эффект для восстановления умственного и физического равновесия.

2. Медитация: погружение в состояние спокойной сосредоточенности.

3. Аутогенная тренировка: сознательное управление некоторыми функциями организма. Достижение — мышечное расслабление. Саморасслабление для гиперактивного ребенка — это позитивный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребенка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком

1. Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать лекарства.

2. Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, которые могут причинить вред ребенку.

3. Главное лекарство ребенка — это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.

4. Любое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.

5. Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т.д.

6. Используйте возможности игры в полной мере:

Ÿ дидактические игры (лото, мозаика и т.д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным;

Ÿ подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт;

Ÿ сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками.

7. Займитесь с ребенком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.

8. Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.

9. Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.

10. Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.

11. Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

12. Не замыкайтесь в себе, поговорите об особенностях своего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.

13. Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

14. Заведите дневник контроля и отмечайте нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.

15. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения, с помощью которой вы сможете каждый хороший поступок отметить.

16. Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.

17. Четко определите для ребенка рамки дозволенного.

18. Не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.

19. Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

20. Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.

21. Старайтесь дома создать спокойную атмосферу.

22. Следите за сном ребенка, он должен высыпаться.

23. Развивайте у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

24. Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

25. Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте ребенка.

26. Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.